Пятница
26-Апр-2024

Форма входа
Поиск
Время
Праздники России
Праздники России
Календарь
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Контакты
654059 Кемеровская область
г.Новокузнецк ул. М. Тореза, 117/а
Директор Ларина Татьяна Александровна
тел/факс (8-3843)54-52-90
(8-3843)53-05-22
e-mail: lady-2007@mail.ru
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МКОУ "Общеобразовательная школа-интернат основного о...
     

    Дворянчикова Елена Анатольевна
     
     педагог-психолог
     
    Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
    как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
    Л.Кьюби  
      
    Как распознать и победить стресс
      
    Основные признаки стрессового состояния у девочек
     
       Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые девочками чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации воспитанниц к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

       Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
    1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит;
    2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
    3. Девочка становится беспричинно обидчива, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивной;
    4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним;
    5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Девочка перестает участвовать в играх сверстниц, в то же время у нее наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины;
    6. Иногда ученица постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ней не замечалось. Иногда у нее отмечается стойкая потеря аппетита;
    7. Признаками стрессового состояния воспитанницы являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч;
    8. Некоторые девочки в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения;
    9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
       Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

       Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении девочки. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

       Психоэмоциональное напряжение лишает ученицу естественного для ее возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому девочки не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

       Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

       Дома с родителями девочки чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию. "Я боюсь, не умею, не буду", - пытается достучаться до сознания родителей дочь. Ведь именно в этих словах заключается ее оценка и интерпретация ситуации. Но когда "глухие и слепые" родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.
     
    Что обычно чувствуют в этой ситуации девочки?
    Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда - страх.

      В образовательном учреждении в стрессовой ситуации адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И у детей, как способ защитного поведения, очень часто появляется социальная маска. Они могут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными, фанатично упрямыми, часто беспомощными в жизни.

      К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

     
       Но не всегда колебания настроения, как указывает Л В Куликов, следует связывать со стрессом. Иногда они бывают связаны с так называемыми, отмечает он, "циркадными ритмами (часы суток, отличающиеся высоким уровнем энергетической активации, характеризующиеся также повышенным настроением, высокой самооценкой, общительностью, чувством комфортности общения). Депрессивное состояние может быть связано с проблемами личностного роста, а не с наличием стрессовых ситуаций.

    Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:
    - нерациональный режим жизнедеятельности,
    - дефицит свободы движений,
    - недостаточность пребывания на свежем воздухе,
    - нерациональное питание и плохая его организация,
    - неправильная организация сна и отдыха девочек,
    - авторитарность стиля общения с девочками взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
    - необоснованное ограничение свободы девочек,
    - интеллектуальные и физические перегрузки,
    - неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстницами.